Сколько у нас фрилансеров и где они работают: результаты опроса
Опрос проводился с 25 декабря 2018 года по 13 января 2019 года, в нем приняло участие 3693 человека.
Оказалось, что среди работающих соискателей 31% работает удалённо. Из них 14% — фрилансеры и 17% — удаленные сотрудники в штате компаний.
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Вы работаете в офисе или удаленно?» в целом
Самая высокая доля работающих на удаленке — в Свердловской и Самарской областях (по 42%). При этом в Свердловской области больше фрилансеров (26%), а в Самарской области — штатных удаленных сотрудников (29%).
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Вы работаете в офисе или удаленно?» по регионам
Среди тех, кто сейчас работает в офисе, почти половина имела опыт удаленной работы: 20% — на фрилансе, 26% — в штате.
А вот среди тех, кто сейчас работает удалённо, подавляющее большинство (90%) имело опыт работы и в офисе тоже.
Большинство офисных сотрудников (85%) рассматривают в будущем возможность работать удаленно: 23% опрошенных — на фрилансе, ещё 62% — удаленно, но в штате компании.
В каких профобластях распространена удаленка
Есть две профессиональные области, в которых удаленный формат работы лидирует по сравнению с традиционным. Это маркетинг, реклама и PR, а также искусство, развлечения и массмедиа (по 56% и 55% опрошенных, работающих в этих сферах, ответили, что работают удаленно). На третьем месте по распространенности удаленки — юристы, на четвертом — представители сферы «ИТ, интернет и телеком».
Если смотреть на долю именно фрилансеров, то безусловный лидер — профобласть «Искусство, развлечения и массмедиа» (47% работающих в ней участников опроса — фрилансеры). Это прежде всего журналисты, редакторы, дизайнеры, фотографы, иллюстраторы. На втором месте — маркетологи и PR-менеджеры, то есть профобласть «Маркетинг, реклама и PR» (32% опрошенных), на третьем — юристы (28% фрилансеров), на четвертом — административный персонал, то есть прежде всего операторы кол-центров (17% опрошенных).
А удаленная работа в штате больше всего распространена у маркетологов и PR-менеджеров (24% опрошенных), ИТ-специалистов (22% опрошенных) и бухгалтеров (20% опрошенных).
Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос «Вы работаете в офисе или удаленно?» по профобластям
Плюсы удаленки
Среди тех, кто работает удаленно в штате компании, более половины заявили, что изначально искали работу с такими условиями (53% опрошенных). Еще 24% ответили, что их перевели на удаленку из офиса.
Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос «Вы целенаправленно искали удаленную работу или вас перевели на удаленную работу из офиса?»
Какие же плюсы есть у удаленного формата работы, раз большинство выбирает его сознательно? Мы спросили и про это. Безусловный лидер по ответам — возможность самостоятельно распределять свое рабочее время (это преимущество отметили 79% опрошенных). На втором месте по популярности — экономия времени и денег на дорогу до работы (75% респондентов), на третьем и четвертом — возможность работать из другого региона или даже из другой страны, а также возможность совмещать несколько работ (по 64 и 47% респондентов). Не видят плюсов в удаленной работе только 2% респондентов.
Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос «Какие вы видите плюсы в том, чтобы работать удаленно?»
Интересно, что в разных профессиональных областях по-разному ценят те или иные плюсы удаленной работы. Например, для специалистов из сферы ИТ на первом плане — экономия времени на дорогу, а также возможность работать из другого региона или другой страны (по 84 и 79% ответов). Для них важнее, чем для представителей других профобластей, оказалась возможность самостоятельно обустроить свое рабочее место (этот плюс выбрали 57% респондентов из сферы ИТ). Самая высокая доля респондентов, которые назвали плюсом возможность совмещать несколько работ одновременно, — у юристов (66%). А возможность совмещать работу с учебой, уходом за ребенком и другими делами больше всего радует тех, кто работает в науке и образовании (62%).
Минусы удаленки
Кроме преимуществ у удаленной работы есть и недостатки по сравнению с традиционным форматом работы. Чаще всего в числе минусов респонденты называли нехватку очного общения по рабочим вопросам (43% респондентов), ограниченный карьерный и профессиональный рост (35% респондентов) и отвлекающие от работы бытовые факторы (34% респондентов). Примечательно, что большее количество респондентов (44%), наоборот, отмечает как плюс то, что на удаленке никто не мешает работать.
Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос «Какие вы видите минусы в том, чтобы работать удаленно?»
При этом, как и в случае с плюсами, некоторые минусы особенно значимы и, наоборот, наименее значимы для отдельных профобластей. Например, больше всего недовольных тем, что удаленный формат работы исключает вовлеченность в корпоративную культуру компании, оказалось среди маркетологов и PR-специалистов (35%). Нехватка очного общения по рабочим вопросам больше всего беспокоит тех, кто работает в области ИТ, интернета и телекома (51%), а также в науке и образовании, банковской и инвестиционной сферах, и тех, кто только начинает свою карьеру в любой области. Этот фактор выбрали по 48% респондентов в каждой из названных профобластей. А вот представителей профобласти «Искусство, развлечения, массмедиа» фактор нехватки очного общения волнует в меньшей степени — только 34% отметили его как минус. Представителей этой профобласти меньше, чем всех остальных, беспокоит нехватка обратной связи от руководства и коллег — только 21% респондентов назвал ее минусом.
Доля тех, кто вообще не видит никаких минусов в удаленной работе, выше всего среди юристов и тех, кто работает в профобласти «Медицина и фармацевтика» (по 30 и 31% респондентов соответственно).
Где работают удаленные сотрудники
Больше половины (56%) респондентов, которые работают в штате удаленно, живут в том же городе, где находится компания, на которую они работают. Треть респондентов живет в другом городе (34%). У 6% компания находится в другой стране, и лишь у 5% работодатель не имеет офиса.
Большинство удаленных сотрудников работает дома (69%), 24% на вопрос о месте работы ответили, что «бывает по-разному», а модный образ фрилансера, работающего в кафе или коворкинге, и вовсе не имеет ничего общего с действительностью.