Тренд на профессию коуча: сколько зарабатывают и кому помогают
Коучинг появился около 30–35 лет назад. Тогда бизнес осознал необходимость в профессионалах, которые будут помогать топ-менеджерам, предпринимателям развиваться и достигать новых высот. Психологи с такой задачей не справлялись: они больше работали с травмами, возвращали человека в состояние нормы и стабильности, но не знали, как выводить его на новый уровень развития, особенно в бизнес-контексте.
Чтобы удовлетворить новый запрос клиентов, помогающие практики, работающие с бизнесом, стали искать новые подходы, обращались к наработкам новых школ психологического консультирования (ОРКТ, нарративная практика), к смежным специалистам, к техникам спортивных тренеров, финансовых и бизнес-консультантов. На этой основе и появился коучинг с его ключевой концепцией партнёрского взаимодействия и вовлечения клиентов в решение их собственных вызовов через сильные вопросы, которые выводят из зоны комфорта и заставляют переходить на новый уровень мышления. Коучинг изначально предназначался для бизнеса, но позже стал востребован среди обычных людей с запросом на личностное развитие.
Интерес к профессии был волнообразным — то возрастал, то падал. Это происходило, потому что большинство обучающих институтов и ассоциаций на заре первой популярности этого вида услуг начали массово выпускать на рынок коучей широкой специализации, но не все из них обладали достаточным жизненным опытом и пониманием бизнеса, специфики работы с корпоративными клиентами. Это на тот момент ослабило доверие к коучингу. Но запрос на развитие не ослабевал, и в результате в профессии произошла дифференциация: менее опытные коучи ушли в нишу лайф-коучинга и размылись в общей среде с психологами, а ориентированные на работу с бизнесом и рынком труда приобрели специализацию, благодаря которой появились бизнес- и executive-коучинг, командный, карьерный и agile-коучинг.
Спрос на бизнес-коучей сейчас усиливается и обусловлен тем, что значимость роли лидеров компаний возрастает, среда усложняется и меняется постоянно, нагрузки увеличиваются. А в процессе профессионального, карьерного роста любому человеку, будь то топ-менеджер или эксперт, необходима поддержка в понимании себя, своей уникальности, силы, ресурсов и ограничений.
Какие проблемы помогает решить коучинг
Коучинг особенно хорошо помогает людям в кризисные моменты или переходные периоды, когда стоят амбициозные задачи развития. К примеру, если человек недавно стал директором, у него могут возникать трудности из-за недостатка менеджерских и лидерских компетенций. В таком случае задача коучинга — помочь ему научиться работать со своей эффективностью, с определением новой роли, своего стиля лидерства и коммуникаций — с учётом своих сильных и слабых сторон.
Другой частый запрос — это помощь топ-менеджерской команде в разработке новых стратегий, в решении задач роста или реструктуризации компании. В таких ситуациях коучей нанимают, чтобы поддержать команду в период изменений, повысить эффективность и мотивацию не только отдельных руководителей, но и всей команды.
Также коучинг может понадобиться в случае выгорания или демотивации руководителя. Например, если директор испытывает значительные нагрузки и ему нужна поддержка в преодолении стресса.
Бывают ситуации, когда приглашают коуча для разрешения конфликта в коллективе. Если конфликтуют несколько сторон, коуч может работать параллельно с каждым из участников, а затем провести общую встречу для урегулирования отношений.
Для кого популярен коучинг
Первыми заказчиками коучинга были и остаются ведущие финансовые и технологические компании, которые, как правило, первыми внедряют новейшие методики управления, за ними подтягиваются и другие сектора — ретейл, промышленные компании, такие как нефтегаз, металлургия и химическая промышленность и т. д. Сейчас инвестируют в коучинг все ведущие компании всех отраслей.
Раньше коучинг был прерогативой директоров и руководителей высшего звена. Сейчас его заказывают в том числе для руководителей среднего звена. А в последнее время компании развивают пул внутренних коучей, такой подход делает коучинг доступным для всех категорий персонала.
Когда коуч и клиент могут прекратить или так и не начать сотрудничество
Как и в любой другой помогающей практике, случается, что у коуча и клиента не происходит личностной сонастройки, «химии».
Некоторым клиентам нужен комплексный подход, они предпочитают получать больше рекомендаций и экспертизы от коуча, а не только отвечать на вопросы. В таком случае может не сложиться альянс между коучем и клиентом — из-за несовпадения ожиданий и специфики помощи.
Опытные коучи придерживаются профессиональных стандартов и заботятся о своей репутации, поэтому готовы отказаться от клиента, если понимают, что не смогут ему помочь. Это абсолютно нормальная ситуация. Коучи перед стартом работы проводят с потенциальными клиентами короткие созвоны на 15–30 минут, чтобы определить запрос, смогут ли они быть полезны в том или ином кейсе.
Как измерить эффективность коучинга
Сейчас компании используют анкеты обратной связи и индексы удовлетворённости CSI (Customer Satisfaction Index) и NPS (Net Promoter Score). Коучи или HR-специалисты собирают устную обратную связь от клиентов. Также эффективность работы коучинга замеряют через наблюдения позитивных изменений в его поведении, через изменения в его команде. Также реальные изменения в карьере, если это карьерный коучинг.
Стандартная программа бизнес-коучинга обычно состоит из 8–12 сессий. Такое количество сессий обусловлено сложностью задачи: изменения в поведении, навыках или установках не происходят за 1–2 сессии. Достичь устойчивых и заметных результатов в среднем получается в течение полугода или года.
Требования к профессиональным бизнес-коучам
Для успешной работы коучи должны понимать бизнес, лидерство, механизмы управления, развивать собственные управленческие компетенции. Опытные коучи часто обучаются вместе с топ-менеджерами на программах МВА, чтобы понимать их потребности и работать на высоком уровне профессионализма.
Современный коуч должен быть эмоционально устойчивым и уметь выдерживать эмоциональную и интеллектуальную проверку со стороны клиентов. Это особенно актуально в начале работы, когда многие клиенты стремятся испытать профессионализм коуча/консультанта и понять, на что он способен. Ещё важно сохранять нейтральную позицию и стремиться к партнёрским отношениям с клиентом: не навязывать ему своё мировоззрение, а принимать и уважать его точку зрения.
Ассоциации коучей, например, ICF (Международная федерация коучинга), разработали систему сертификаций и компетенций для специалистов по коучингу разного уровня (ACC/PCC/MCC). Чтобы стать сертифицированным коучем, нужно пройти базовое обучение, которое обычно длится полгода, и накопить практические часы. Это создаёт хороший базис, но настоящий успех в коучинге зависит от дальнейшей активной практики, сложных кейсов, супервизий и постоянного повышения квалификации. Образование в сфере коучинга — только начальный этап. Чтобы помогать клиентам достигать результатов, коучи и сами должны постоянно развиваться через менторинг, обучаться управленческим методикам.
Сколько зарабатывают коучи
Средний доход коуча варьируется в зависимости от специализации, региона и уровня клиента. Например, в бизнес-коучинге нижняя планка — около 20 000 рублей за час работы. Однако есть коучи, которые работают с топ-менеджерами и руководителями крупных корпораций, стоимость сессии может достигать 150 000 — 200 000 рублей за час.
В регионах покупательная способность ниже, поэтому ставки могут быть скромнее. Опыт — тоже значимый фактор формирования стоимости услуг коуча. Специалисты часто указывают количество часов практики: 1000, 3000 или 5000. Чем больше часов практики, тем выше профессионализм и, соответственно, стоимость услуг.
Формат работы также влияет на уровень дохода. Индивидуальные сессии, как правило, стоят дешевле, чем командные, которые требуют двойной работы — одновременный фокус работы с руководителем и параллельный фокус работы с ним вместе с его командой. Командный коучинг — это более сложная и высокооплачиваемая специализация.
Перспективы профессии коуча
Коучинг продолжит развиваться, требования к профессионализму будут расти, но и спрос на такие услуги будет только увеличиваться. Executive-коучинг, командный коучинг и карьерный коучинг будут востребованы, особенно среди тех, кто движется в управленческом или предпринимательском треке развития. Популярны также аджайл-коучи, которые помогают проектным командам быстрее выводить на рынок новые продукты, — это также профессия с хорошими перспективами.
Искусственный интеллект, который проник во многие сферы работы и жизни людей, конечно, пока не способен заменить живого коуча. Исследования показали, что даже незначительные ошибки ИИ могут резко снижать уровень доверия к его результатам. Это критично в сфере коучинга, где доверие и безопасность — основа работы. Искусственный интеллект может быть полезным инструментом, но он не способен присоединиться к клиенту на эмоциональном и глубинном уровне, как это делает человек.
Профессия коуча продолжает активно развиваться и адаптироваться к потребностям современного бизнеса. Роль специалистов не сводится только к обучению или поддержке — они помогают своим клиентам вырабатывать новые стратегии, развивать лидерские качества, осознавать ограничивающие установки, находить баланс в работе и жизни.
Спрос на коучинг, особенно в бизнес-среде, будет только расти, как и требования к компетенциям коучей. Те, кто готов к постоянному саморазвитию и профессиональному росту, смогут успешно строить карьеру в этой сфере и влиять на бизнес-результаты своих клиентов.
↩ На главную блога✱ Мнение авторов и экспертов может не совпадать с позицией редакции hh.ru